Мечты о тени и свете Франтишека Дртикола

Франтишек Дртикол – чешский фотограф.  Возможно, один из самых важных чешских фотографов первой половины 20-го века. Родился в 1883 году, недалеко от Праги. В начале своей карьеры Дртикол увлечение фотографией делил с занятиями рисованием. Изучает фотографию в Мюнхене и здесь попадает под влияние стиля модерн. В 1910 году он возвращается в Прагу и открывает свою фото-студию. Это была знаменитая фото-студия, в ней Франтишек Дртикол делает исторические портреты выдающихся людей своего времени: первого президента Чехословакии – Т. Г. Масарика, министра иностранных дел Чехословакии – Эдварда Бенеша, композитора Леоша Яначека, и многих других, чьи имена сегодня стали легендой. Однако, талант Дртикола в качестве фотопортретиста, всего лишь одна из составляющих его мирового признания.

Франтишек Дртикол 13

загрузка...

 

Его художественная фотография отличается смелостью решения. В своих работах он расширил границы авангарда. Изначально сосредотачивая внимание на все более и более выразительном ню, он движется к полному устранению живой модели.  В поздних работах автора в объектив фотокамеры Дртикола попадают лишь картонные фигуры. Он основывается на  геометрических принципах движения ар-деко. Использование мягкого освещения создает в работах фотографа сказочные композиции. Композиции, которые переносят зрителя, как в необычное время, так и в необычные плоскости. 

Изначально, центральной фигурой фотографического изучения для Дртикола была человеческая форма. Начиная с работы над портретами, изучая лицо и его составляющие, фотограф переходит к изучению всего тела и разработки ню.

Франтишек Дртикол 9

Грань между реальным и абстрактным стираются в работах Дртикола. Живые реальные модели сопоставляются с движением, фигуры удлиняются и зритель осознает, что это происходит благодаря абстрактному нереальному растяжению самого пространства. Эти эффекты достигаются благодаря профессиональному точному использованию света. Фотограф говорил, что хочет уловить и сфотографировать модель – как Божье творенье, без предрассудков и штампов.

Начиная с 30-х годов, внутренний поиск Дртикола приводит его к мысли об использовании неживых фигур. Изначально фотограф просто вводит их в свои композиции. Эти эксперименты приводят к тому, что живая модель, как таковая, переходит из доминантной позиции в позицию элемента. Как говорил сам фотограф, его вдохновляли три вещи: декоративность, движение и неподвижность. Для Дртикола фигура, живая модель, в этот период, становиться всего лишь частью других элементов в кадре. Все эти элементы сбалансированы, но они лишь дополнение друг друга. Считается, что попытка фотографа прировнять живую модель с неживыми фигурами, своими корнями восходит к увлечению Дртикола буддизмом. И в этом контексте определение, возможно, необходимо понимать наоборот. Это, скорее всего, была попытка нащупать контакт с духовной стороной неживых вещей.

В 1935 году Дртикол неожиданно для всех бросает фотографию и больше к ней никогда не возвращается. Для искусствоведов и культурологов остается открытым вопрос о том, почему, на пике популярности и мирового признания, после 25 лет работы и поиска Франтишек Дртикол навсегда оставил фотоискусство.

Франтишек Дртикол. Фотографии

Франтишек Дртикол 8 Франтишек Дртикол 6 Франтишек Дртикол 5 Франтишек Дртикол 4 Франтишек Дртикол 3 Франтишек Дртикол 2 Франтишек Дртикол Франтишек Дртикол 7 Франтишек Дртикол 10 Франтишек Дртикол 11 Франтишек Дртикол 12


comments powered by HyperComments