Золушка всех времен и народов

Сегодня мы поговорим о книжных иллюстрациях одной из самых популярных детских сказок, сказки «Золушка». Кто из девочек не мечтал стать Золушкой, с волшебницей Крестной, и возможностью стать женой настоящего принца, пусть даже для этого, в начале, пришлось бы немного потрудиться и помучаться.

Вообще сама сказка, является народной сказкой. Мы знакомы с ней лишь по редакциям известных сказочников, таких как Шарль Перро, одна из первых публикаций приходиться на 1697 год, братья Грим, в сборнике сказок «Сказки братьев Грим» и Джамбаттиста Базиле. Сказка относиться к типу «бродячих сказок» и насчитывает тысячу всевозможных фольклорных интерпретаций, но смысл самой сказки остается неизменным в любой из них.

загрузка...

Само имя «Золушка», по сказке определяется, как «девушка, которая постоянно находится в золе», однако, проводя параллель дальше, Золушку можно сравнить с птицей Феникс, которая из золы возрождается и превращается в прекрасную, удачливую принцессу.

Самым первым известным вариантом истории о «Золушке», есть история древнегреческой куртизанки Родопис, которая становиться женой царя Египетского. По легенде, пока Родопис купалась, орел выкрал одну ее туфельку и унес в Мемфис, бросив во дворце царя. Царь искал владелицу туфелька, а когда нашел – полюбил и женился на ней.

«Золущка» Гюстава Доре, 1867 год

«Золущка» Гюстава Доре, 1867 год 2 «Золущка» Гюстава Доре, 1867 год

Одна из первых иллюстраций 1867 году, автор Гюстав Доре (Gustave Doré). Гюстав Доре – французский художник, гравер, иллюстратор. Преимущественно работал с гравюрой по дереву. На счету Доре иллюстрации творчества лорда Байрона, «Дон Кихота» Сервантеса, Библии, Эдгара Алана По, «Потерянный рай» Мильтона и «Божественную комедию» Данте Алигьери. Карьеру гравюриста Доре начал в 15 лет и занимался этим вплоть до самой смерти. Работы Доре отличаются классическим подходом к гравюре. Идеальные линии, идеальная передача света и тени, формы, композиция и пространственное определение каждой отдельной фигуры. Гюстава Доре был мастером гравюры и считается один из величайших иллюстраторов 19 века.

«Золушка» Артура Рэкема, 1919 год

«Золушка» Артура Рэкема, 1919 год 2 «Золушка» Артура Рэкема, 1919 год

Следующая Золушка датируется 1919 годом, автор ее английский иллюстратор Артур Рэкем (Arthur Rackham). Рэкем работал в разных техниках, и акварель и графика и то, что мы называем «Вытынанки» и «Выризанки», когда образ прорисовывается на белом фоне, черной, или другой, краской, так что получается плотное очертание объекта. Артур Рэкем в основном писал тушью, с каждым разом все больше и больше доводя до однозначной выразительности свои образы. Черный цвет и контрастность черного и белого является определяющей в Золушке Рэкема, иногда художник использует еще два-три дополнительных цвета, в тех работах, которые максимально насыщены черными фигурами. Создание «Золушки» приходится как раз на период Первой мировой войны, тот самый период в жизни художника, когда он начинает использовать так называемое «сокращение силуэта».

«Золушка» Анны Андерсон, 1935 год

«Золушка» Анны Андерсон, 1935 год

Золушка иллюстратора Анны Андерсон (Anne Anderson), изданная уже после смерти автора в 1935 году. Анна – одна из плодовитых иллюстраторов Шотландии. Вошла в историю иллюстрации, как иллюстратор в стиле модерн. Своими работами она оказала сильное стилистическое влияние на своих последователей, известных иллюстраторов Чарльза Робинсона, Джесси Мэриона Кинга и своего мужа — Алана Райта. Работы Анны – идеальный пример стиля модерн, который был очень популяр в период ее деятельности. Проработанность деталей, красивые нежные женские образы, использование природы или интерьера в качестве орнаментального украшения.

«Золушка» Густафа Тенгрена, 1942 год

«Золушка» Густафа Тенгрена, 1942 год

Золушка 1942 года издания, автор иллюстрации американец, шведского происхождения Густаф Тенгрен (Gustaf Adolf Tenggren). Работы Тенгрена известны использованием силуэтных фигур с комическими, карикатурными лицами. В конце 30-х годов 20 века, в Золотой век американской анимации, Густаф был главным аниматором студии мультипликации The Walt Disney Company. Из-под его руки вышли всеми любимые и известные мультфильмы «Пиноккио», «Белоснежка и семь гномов», «Фантазия» и «Бемби».

«Золушка», Вильемины Шермель, 1948 год

«Золушка», Вильемины Шермель, 1948 год

«Золушка», Вильемины Шермель, 1948 год

Следующая Золушка датируется 1948 годом. Автор ее голландская иллюстратор Вили или Вильемина Шермель (Willy (Wilhelmina) Schermelé). Шремель начинала, как актриса одного из Амстердамских театров, однако это оказалось безуспешным. Помимо того, что Шермель была иллюстратором детских книг, она еще и сама их писала. Начинала Вильямина в ежедневном журнале De Telegraaf, как иллюстратор женских рубрик и статей. Пробовала свои силы так же в рисовании комиксов, которые в 30-е годы появились в Geïllustreerd Stuiverblad. Большую популярность ей приносит работа над книгой о приключениях мышонка под названием «De avonturen van Speksnoetje». Работы Шремель отличаются, если так можно сказать, — «сладостным китчем». Это милые, незамысловатые, но выполненные в реалистической манере формы. Некоторые критики называют ее оригинальной и инновационной.

«Золушка» Елены Гуртик, 1950 год

«Золушка» Елены Гуртик, 1950 год

Мы уже, рассказывая об иллюстрациях к сказке, о Русалочке, писали о Елене Гуртик (Helene Guertik). Она стала иллюстратором сказки Золушка в 1950 году. Ее работы отличает не многословность в цвете, но многослойность в изображении. Используя только два основных цвета – красный и синий, на белом фоне, Гуртик умело составляет иллюстрационные изображения, в которых дает максимально понятную и доступную картинку действия. Она не определяет характер героев, но определяет основные акценты повествования.

«Золушка» Андриенны Сегюр, 1951 год

«Золушка» Андриенны Сегюр, 1951 год

Через год Золушку иллюстрирует французская иллюстратор греческого происхождения — Адриенн Сегюр (Adrienne Segur). Сегюр прожила долгу и плодотворную жизнь (1901 – 1981 г), на ее счету иллюстрации к самым любимым и известным сказкам. Из-под ее руки вышли «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Красавица и чудовище», «Спящая красавица», «Красная шапочка» и многие-многие другие. Первая популярность пришла к Адриенн в 29 лет, после ее иллюстрации книги «Приключения Котонне». Ее работы прекрасны и детализированы. Ее манера рисовать очень близка к традиционной классической гравюре. От гравюры работы Андриенны Сегюн отличают только более мягкие и причудливые формы и образы. Она работала как с черно-белой, так и цветной иллюстрацией.

«Золушка» Владимира Конашевич, 1956 год

«Золушка» Владимира Конашевич, 1956 год

«Золушка» Владимира Конашевич, 1956 год

«Золушка» Владимира Конашевич, 1956 годСледующая Золушка – Золушка 1956 года, русского советского иллюстратора и графика Владимира Конашевича. Первые иллюстрации Конашевич делает в годы Первой мировой войны, он иллюстрирует «Азбуку в рисунках». С первых лет 20-х годов 20 века Конашевич отдает себя детской книге и уже никогда ее не предает. Считается классическим иллюстратором произведений С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. Всю жизнь Конашевич находился в творческом поиске, меняя стили и характеры. Золушка Конашевича получилась очень милой и по-детски самобытной и понятной. Как и большинство иллюстраторов, Конашевич, делает правильные акценты на ключевых, поворотных моментах сказки, что дает возможность его иллюстрациям максимально доступно изобразительно передать движение повествования.

«Золушка», Эрика Булатова и Олега Васильева, 1971 год

«Золушка», Эрика Булатова и Олега Васильева, 1971 год

«Золушка», Эрика Булатова и Олега Васильева, 1971 год«Золушка», Эрика Булатова и Олега Васильева, 1971 годЗолушка, знакомая нам с раннего детства, была придумана и нарисована Эриком Булатовым и Олегом Васильевым в 1971 году, издательством «Детгиз». Булатов и Васильев проработали в паре много лет, итогом чего стало большое количество иллюстрированных ими книг. Работы этих советских художников иллюстраторов отличаются понятностью и доступностью форм, легкостью штриха и однозначностью цвета. Рассматривая иллюстрации, складывается впечатления, что каждый герой нарисован буквально одним двумя легкими, воздушными штрихами, которые заполняются цветом, только для усиления впечатления. Даже грузные негативные герои – мачехи и дочерей, выглядят легко и непринужденно, без лишнего перегруза линиями и цветами.

«Золушка» Эррола Ле Кайна, 1972 года

«Золушка» Эррола Ле Кайна, 1972 года

«Золушка» Эррола Ле Кайна, 1972 года

«Золушка» Эррола Ле Кайна, 1972 годаСледующая Золушка, 1972 года, нарисованная британским иллюстратором детских книг Эрролом Ле Кайном (Errol Le Cain). В 1984 году Кайн был удостоен почетной награды Greenaway awards, как лучший детский книжный иллюстратор 1984 года Британии. С компанией Faber & Faber Кайн работал с 1968 года, до самой своей смерти. За свою недолгую жизнь Кайном были сделаны иллюстрации для 48 детских книг. Его работа отличается богатством декоративных элементов, мастерским использованием композиции и цвета. По версии Greenaway awards работы Кайна были высоко оценены в 1969, 1975, 1978 и 1984 годах.

«Золушка» Светозара Острова, 1977 года

«Золушка» Светозара Острова, 1977 года «Золушка» Светозара Острова, 1977 года 3 «Золушка» Светозара Острова, 1977 года

В 1977 году Золушку иллюстрирует 35-летний, но очень талантливый и подающий большие надежды, советский художник, график и иллюстратор – Светозар Остров. К моменту работы над Золушкой, Светозар уже выпускник Института им. И. Е. Репина и участник всесоюзных выставок. Золушка Острова – насыщенная, многоцветная и многосложная, казалось бы, зачем так нагромождать детскую иллюстрацию большими архитектурными элементами. На протяжении всей иллюстрационной повествовательной линии, Остров выдерживает интересный ход в развитии. С самого начала, Золушка предстает композиционно меньше всех остальных объектов рисунка. В лесу, например, на фоне огромных деревьев она кажется крошечной, в соотношении со своими приемными сестрами Золушка меньше за счет того, что она на коленях. Золушка остается меньшего размера до момента, пока принц окончательно на ней не жениться. Она как бы вырастает, расцветает, раскрывается во всей своей красоте.

«Золушка» Хилари Книгхт, 1977 год

«Золушка» Хилари Книгхт, 1977 год 2 «Золушка» Хилари Книгхт, 1977 год 3 «Золушка» Хилари Книгхт, 1977 год

В 1977 году Золушку иллюстрирует американский художник-иллюстратор Хилари Книгхт (Hilary Knight). Хилари автор девять книг и иллюстратор более пятидесяти. Является соавтором, вместе с Кейем Томпсоном, серии историй об Элоизе.

Хилари сделал много иллюстраций для детских и модных журналов, поздравительных открыток, рекламных плакатов, афиш для Бродвейских мюзиклов.

Иллюстрации Хилари понятны и милы. Считаются классическими детскими иллюстрациями. Герои Золушки чем-то сродни героям Диснеевского Вини Пуха, поэтому сразу располагают к себе и кажутся близкими и родными. Выдержанные в пастельных, спокойных тонах, в каждом герое сразу видно отношение к нему автора иллюстрации и характер героя. Лица проработаны, и герои сразу делятся на положительных, и отрицательных.

«Золушка» Роберта Иннокенти, 1983 года

«Золушка» Роберта Иннокенти, 1983 года 2 «Золушка» Роберта Иннокенти, 1983 года

«Золушка» Роберта Иннокенти, 1983 года 3 «Золушка» Роберта Иннокенти, 1983 года 4

В 1983 году Золушку иллюстрирует итальянский художник иллюстратор Роберто Иннокентии (Roberto Innocenti). Золушка Роберта – это реалистическая, живописная, детализированная, можно даже сказать, взрослая работа. В Золушке Роберта мало остается от детской книги, это реальная история, реальных людей. Это взрослая работа, демонстрирующая изысканность стиля и утонченность линий художника. Это профессиональное представление о цвете, свете и композиции, и удивляет тот факт, что сам Роберта был полностью самоучкой.

«Золушка» Михаила Бычкова, 1989 год

«Золушка» Михаила Бычкова, 1989 год 2 «Золушка» Михаила Бычкова, 1989 год 3 «Золушка» Михаила Бычкова, 1989 год

В 1989 году Золушку иллюстрируют сразу два художника, один из которых, советский русский иллюстратор – Михаил Бычков. Иллюстрация вошла в сборник сказок Шарля Пьеро. Бычков живет и работает в Санкт-Петербурге. В 2002 году художник удостоен Почетным дипломом Международного совета по детской книге. Золушка Бычкова – внешне выступает милой рыжей простушкой. Иллюстрации односложны, иллюстратор на белом фоне выводит именно то, на что необходимо обратить внимание, не акцентируя зрителя на не нужных объектах. Все предельно просто – вот Золушка, вот туфелька.

«Золушка» Ольги Кондаковой, 1989 год

«Золушка» Ольги Кондаковой, 1989 год 2 «Золушка» Ольги Кондаковой, 1989 год 3 «Золушка» Ольги Кондаковой, 1989 год

Вторым иллюстратором 1989 года, чья Золушка вошла в сборник сказок Братьев Грим, является признанный мастер советской и российской иллюстрации Ольга Кондакова. Именно этот, иллюстрированный сборник сказок Братьев Грим, куда вошла Золушка 1989 года, был отмечен премией ЮНЕСКО. Иллюстрации Кондаковой отличаются плотностью изображения, их нельзя назвать легкими и воздушными. Это сочные, построенные на контрасте формы и цвета иллюстрации. Золушка Кондаковой, в отличии других сказок все того же сборника, отличается использованием темной палитры, на фоне которой сама Золушка всегда выделятся светло желтым цветом, неким ореолом, который на общем фоне всегда помогает быстро ее найти.


comments powered by HyperComments