Советские фотографы 20-30-х годов 20-го века

Мы периодически возвращаемся к теме советских фотографов, потому как нам кажется, что советский фотограф, абсолютно иной тип фотографа, и советская фотография, как таковая, стилистически, тематически и психологически отличается от фотографий, сделанных в других странах и не советскими фотографами. Мы уже как-то обзорно знакомились с фотографами и фотографиями советского реализма, сегодня поговорим о фотографах и фотографиях, сделанных в период 20-30-х годов 20 века, который в литературе стал закатом Серебряного века, а в фотографии, развиваются пикториализм, конструктивизм, авангард и абстракционизм.

Советские фотографы, в начале 20-х годов 20-го века, были опьянены великими идеями большевистской революции 17-го года, опьянены верой в новую эру и новую, прекрасную жизнь. На передовой стояли задачи создания новой массовой культуры и необходимости массового производства. Фотографы искали новые техники и виды выражения поставленных идей, простые репортажные фотографии уходят на второй план, смещаясь конструктивистскими композициями и экспериментами с фотомонтажом.

загрузка...

Советский фотограф Моисей Наппельбаум

1 Советский фотограф Моисей Наппельбаум

Родился в Минске в 1869 году, Моисей Наппельбаум был мастером студии портретной фотографии. В 1884 году в молодом возрасте, 15 лет, Наппельбаум приходит учеником в Минскую студию фотографа Осипа Боретти. Наппельбаум вскоре стал одним из самых важных фотографов портретистов, как дореволюционного, так и раннего советского периода. В 1887 он уехал из Минска путешествовать по России и за рубеж. Посетил Европу и Америку. В 1895 году, когда Наппельбаум вернулся в Россию, он поселился в Санкт-Петербурге, работает в журнале «Солнце России», штатным портретистом. Он стал одним из соавторов журнала «Фотофиксация» (1926-1929). В 1920-х годах, участвует в ряде международных выставок.

Советский фотограф Юрий Еремин

2 Советский фотограф Юрий Еремин

Юрий Еремин – профессиональный живописец, свободный художник. Фотографией увлекся в начале 10-х годов 20-го века. В 1910 году стал членом Русского фотографического общества. Уже в 1914 году, у Еремина появилась собственная фотостудия, в Москве. В работах Еремина отражаются идеи пикториализма, который фокусируется на абстракции и эмоциях, в нем нет четких очертаний, кажется, что фотографии не хватает фокуса. В историю фотографии Еремин вошел, как «Певец Москвы», на протяжении 30 лет Еремин фотографировал родной город. Так же в коллекции художника есть ряд очень нежных НЮ, в которых лучше всего просматриваются идеи и методы пикториализма.

Советский фотограф Виктор Булла

3 Советский фотограф Виктор Булла

Виктор Булла – потомственный фотограф, считается пионером киноискусства. Сын русского фотографа Карла Булла, Виктор начал свою фотографическую карьеру в семейном фотоателье. Свое первое признание получил в возрасте 19 лет, во время русско-японской войны. Работал фотокорреспондентом. Увлекся созданием кинохроник. Совместно с братом Александром кинокомпанию «Аполлон». Братья снимают фильмы о природе, о спорте, адаптируют классические литературные произведения. В 17-м году работает над кинохроникой февральской революции. Булла является одним из первых фотографов, родоначальников хроник о Ленине. Наследие Булла велико и объемно. Виктор, в основном работал над идеями революции и создания социализма.

Советский фотограф Александр Родченко

4 Советский фотограф Александр Родченко

Александр Родченко – величайший фотографический гений. Основатель конструктивизма. Фотограф, чьи фотографии стали символами эпохи. Родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. Александр Родченко является одним из самых известных русских художников. В тесной связи с русской революцией, он был ключевой фигурой авангарда между двумя мировыми войнами. Во время русской революции 1917 года, её лидеры делали ставку на создание нового общества, в основе которого лежит социальная справедливость. Новые формы искусства должны были вдохновлять и популяризировать эти идеалы, и Родченко стал одним из самых талантливых и известных художников, занимавшихся популяризацией новой социалистической идеологии.

Советский фотограф Макс Пенсон

5 Советский фотограф Макс Пенсон

Макс Пенсон – известный русский фотожурналист и фотограф, известен своими фотографиями Узбекистана. Знаменит документальными фотографиями развития социализма в Узбекистане. Макс Пенсон является одним из самых видных представителей узбекской фотографии.

Макс Пенсон родился в бедной семье переплетчиков, в 1893 году, в небольшом белорусском городе Велиж. Ему удалось закончить четыре класса школы, перед поступлением в художественное училище С.Н. Южанина. Начиная с 1921 года, начинает профессионально заниматься фотографией. С 1926 до 1949 года Пенсон работал в крупнейшей газете Центральной Азии «Правда Востока». В 1937 году Макс Пенсон принял участие во Всемирной выставке в Париже, где выиграв Гран-при, за портрет молодой узбекской женщины, публично кормящей своего ребенка грудью.

Советский фотограф Аркадий Шайхет

6 Советский фотограф Аркадий Шайхет

Аркадий Шайхет – автор очень красивых конструктивистских фотографий. Первые фотографии художника были опубликованы в 1923 году. Журнал «Огонек» использовал работы Шайхета для своих обложек. Фотографии является основателем «советской художественной репортажной фотографии».

Аркадий Шайхет родился в Николаеве, в 1898 году, в 1918 году – переезжает в Москву. Свою профессиональную фотографическую деятельность начинает ретушером и фотографом-портретистом. Вскоре, становиться штатным «Рабочей Газеты». Его первый фоторепортаж рассказывал о 24-часовой жизни одной семьи. Этот фоторепортаж был опубликован в немецком журнале «AIZ». К 1928 году Шайхет был автором уже более 30-ти жанровых документальных фотографий, которые были представлены на выставке «Десять лет советской фотографии». Фотограф увлекается социальной иконографией, его интересуют сцены повседневной жизни рабочих и крестьян. Крестьяне в поиске работы, детские дома, первые электрические лампочки – все это становится моделью исследования фотографа. Во всем этом Шайхет пытался увидеть этот новый мир.

Советский фотограф Сергей Шиманский

7 Советский фотограф Сергей Шиманский

Сергей Шиманский – уроженец Западной Украины, много работал фотожурналистом по всему Советскому Союзу. В 20-е годы работает фотокорреспондентом УКРФОТОТРЕСТа.

Советский фотограф Макс Альперт

8 Советский фотограф Макс Альперт

Макс Альперт – выдающийся советский фотограф, создатель советской репортажной фотографии. Всю жизнь, и в военное и в мирное время, работал фотокорреспондентом. Его фоторабота «Комбат» является фотографическим символом Великой Отечественной Войны, однако это уникальная фотография была сделана на много позже 20-30-х годов.

Макс Альперт родился в Симферополе. Позже переехал в Одессу. Он поступил на службу в Красную Армию в 1919 году. Отслужив, он переехал в Москву, где и начал свою карьеру в качестве фотокорреспондента «Рабочей газеты» и газеты «Правда». В этот период он работает над циклом фотографий, в основу которых ложиться идея строительства нового мира, и в буквальном смысле слово «строительство». Он фотографирует гидроэлектростанции на Днепре, строительство Ферганского канала.

Советский фотограф Борис Игнатович

9 Советский фотограф Борис Игнатович

Борис Игнатович – выдающийся советский фотограф, фотожурналист, член Российского авангардного движения. Мы уже как-то упоминали об этом великом фотографе, который вместе с Александром Родченко был создателем фотографической группы «Октябрь». Работая в стиле конструктивизма, Игнатович сумел объединить жесткую технику конструктивизма с мелодичными и очень человечными образами.

Первый фотографический успех Игнатовича был связан с серией документальных фотографий о сельских жителях. Игнатович пытался изменить традиционный формат документальной фотографии с помощью: очень низких или очень высоких, нетрадиционных углов зрения, разработки новых перспектив, в том числе попытка фотосъемки с высоты птичьего полета, что дало возможность использовать ландшафт, как абстрактную композицию.

Советский фотограф Иван Шагин

10 Советский фотограф Иван Шагин

Иван Шагин – советский фотограф. Фотографией увлекся в 1919 году, в то время он пробовал на себе всевозможные средства для заработка денег. Однако, фотография увлекла молодого Шагина так, что он со временем бросает, уже налаженное дело, и полностью переключается на фотографическое творчество и становиться фотокорреспондентом. Учился фотографическому искусству на образцах Родченко, использовал его «крупные планы» и диагональную технику. К середине 30-х годов становиться одним из ведущих фотожурналистов Советского Союза.

Советский фотограф Георгий Зельма

11 Советский фотограф Георгий Зельма

Георгий Зельма – советский фотограф, фотокорреспондент, который успел поработать в самых значимых изданиях страны советов: «Огонек» и «Известия». В описываемый нами период, Зельма плодотворно работает в восточной части Советского Союза: Узбекистане, Афганистане, Центральной Азии. Одной из основных тем фотографа, в этот период можно охарактеризовать, как «стройные ряды счастливых людей, на пути к светлому будущему». Хотя, такая формулировка применима ко многим фотографам нашей сегодняшней статьи. Является ярчайшим представителем фотографического конструктивизма. Поздний период Зельмана глубоко связан с Великой Отечественной Войной.

Советский фотограф Марк Марков-Гринберг

Ïîâàðèõà, 1930 ã

Марк Марков-Гринберг – советский фотограф, фотохудожник, всего год, не доживший до своего сто летнего юбилея. В разное время работал штатным и не штатным, корреспондентом советских газет и журналов. С 1938 года работал в информационном агентстве ТАСС. Прошел всю Великую Отечественную войну. География выставок Маркова-Гринберга велика, от Австралии до Северной Америки. Был почётным членом Союза Фотохудожников России.

Советский фотограф Яков Халип

13 Советский фотограф Яков Халип

Яков Халип, советский фотограф, яркий представитель русского – советского авангарда. Родился в театральной семье в Санкт-Петербурге. Выпускник Государственного института кинематографии. Начинает увлекаться фотографией во время учебы в институте. Его вдохновляли работы таких великих мастеров, как Родченко, Шайхет, и Альперт. И Халип многому научился у них. В 1926 году журнал «Огонек» публикует серию работ Халипа под названием «Набережная Москвы ночью». Яков – мастер фотографических очерков и репортажной съемки. Фотография сводит Якова с Родченко, они становятся хорошими друзьями, вместе с тем, Родченко навсегда остается главным учителем своего младшего товарища. Фотографировал Балтийский флот, участвовал в экспедиции на Северный полюс.

Советский фотограф Александр Житомирский

14 Советский фотограф Александр Житомирский

Александр Житомирский был одним из ключевых художников, развивавших искусство политического фотомонтажа. В Советской энциклопедии, 1997 года, Житомирский назван, одним из величайших мастеров жанра фотомонтажа, наряду с Родченко, Лисицким и Клуцисом. Житомирский учился и работал в Москве. Иллюстрирует журналы, создает плакаты, делает карикатуры для «Рабочей газеты».

Советский фотограф Эммануил Евзерихин

15 Советский фотограф Эммануил Евзерихин

Эммануил Евзерихин получил свою первую фотокамеру от отца в пятом классе. Несмотря на юный возраст, и некоторые разочарования с первыми негативами, Евзерихин работает и периодически отсылает свои фотографии в агентство ТАСС. В 30-е годы, ему удается привлечь к себе внимание и он становится его внештатным корреспондентом. Евзерихину удалось попасть в нужное место, и в нужное время. Он переезжает в Москву и работает в самом крупном фотографическом агентстве страны – Фотохроника ТАСС. Это дало возможность фотографу быть свидетелем и летописцем главных событий эпохи и столицы.

Советский фотограф Михаил Прехнер

16 Советский фотограф Михаил Прехнер

Михаил Прехнер – советский фотограф, продолжатель идей конструктивизма. Фотографией увлекся еще в детские годы. Позже совмещал занятие любимым хобби с работой на радио. Как и многие советские фотографы эпохи, Прехнер прошел через работу в журнале «СССР на стройке». В этот же период в журнале работали, почти все выше перечисленные фотографы, Шайхтер, Альперт, Зельмер, Халип, Игнатович – были коллегами молодого фотографа. Работы Прехнера нельзя назвать конструктивизмом в чистом стиле «Родченко», это было мягкое, слегка конструктивистское прикосновение.


comments powered by HyperComments