Синди Шерман (Cindy Sherman) — величайшая американская женщина фотограф и режиссер, известная своими концептуальными портретами. Своими работами Шерман старается привлечь внимание мира к женским вопросам: роли женщины в обществе, женской красоте, силе и слабости женщины, женщины в мире мужчин. Шерман входит в число самых дорогих фотографом мира. Сегодня она живет и работает в Нью-Йорке.
Синди родилась в 1954 году, в многодетной семье инженера. Увлеченность Шерман искусством началась с рисования. Она вспоминает, что для нее живопись казалось ограниченным видом искусства, в том смысле, что все уже было сказано до нее. Она чувствовала себя лишь подражателем кого-то, ее работы казались лишь копией великого искусства. Тогда пришло осознание того, что с помощью фотокамеры ей удастся сделать и сказать миру больше.
Читайте также: 10 величайших фотографов женщин
Она изучает фотографию в Буффало, Нью-Йорке, здесь она знакомится с концептуальной фотографией. Зачастую она фотографирует саму себя, выступая сразу в нескольких ролях, и как автор работы, и как режиссер, и как визажист, и как модель.
Серия работ под общим названием «Bus Riders», (1976-2000), представляет собой цикл продуманных символических фотографий. Шерман использует сложные костюмы и сложный макияж, в то же время минимизировав декорации. В автобусе просто были установлены деревянные сиденья. Эта серия, 1976 года, считается самой ранней серией фотографа.
Синди Шерман (Cindy Sherman) — Untitled Film Stills
В работах 1981 года Шерман впервые делает акцент на женских образах. Женский вопрос начала 80-х годов для Шерман звучал, как образ женщины с экрана телевизора. Фотограф отталкивается от женских образов, которыми на тот момент переполнено телевидение и киноиндустрия. Для Шерман – растиражированные женщины в журналах и на телевидении выступают, как жертвы. В результате этой работы получилась серия под общим названием «Untitled Film Stills», которая принесла Шерман международное признание. Серия состоит из 69 черно-белых фотографий. Фотографии выполнены в стилистике итальянского неореализма и американского нуара 40-60-х годов.
С начала 80-х годов Шерман начинает использовать цветную пленку, больше концентрируется на освещении и выражении лица. Модели Шерман все больше находятся в горизонтальном положении. Это было требованием времени, так как в моду входили изображения молодых женщин, в различных ролях, от знойной соблазнительницы, до уязвимой жертвы. Шерман фотографирует моделей, позирующих на полу или в постели, лежащих, как правило, на спине. Одна из фотографий из данной серии входит в число самых дорогих фотографий, из когда-либо созданных.
Начиная с середины 80-х годов, Шерман начинает использовать в кадре манекенов и протезы. Женский вопрос Шерман усиливается неживыми предметами в кадре. Но суть в том, что это не просто неодушевленный предмет, это неживой предмет, который полностью повторяет человеческое тело. Протезы в кадре всегда выглядит достаточно сурово, жестко и агрессивно. Зритель додумывает символизм протеза, исходя из своих собственных переживаний.
Синди Шерман (Cindy Sherman) — Sex Pictures
Увлеченность использованием протезов и манекенов приводит к созданию, в 1989 — 1992 году, серии под названием «Sex Pictures». Это сложная, психологическая серия работ, в которой используются манекены и части манекенов, которые визуализируют места преступлений. Так же, через манекенов фотограф воспроизводит женщин и мужчин, пытаясь начать диалог о гендерных ролях в обществе. Работы представляют собой зеркальное отражение порнографических человеческих фотографий.
Серия «Sex Pictures» вызвала неоднозначное отношение к себе. Однако комментируя фотографии все сходились на том, что это очень прогрессивные работы, привлекающие внимание к проблематике женственности и человечности, через возможность показать внутреннюю пустоту современности. Серия стала определяющей для самой Шерман и ее собственных задач в фотографии, и ее собственного женского вопроса и женского ответа. Перед фотографом открылась перспектива показать женщину в жестоком мужском мире.
Синди Шерман (Cindy Sherman) — History Portraits
К 1990 году вырисовывается еще один важный проект Шерман под названием «History Portraits» , основанный на европрейской портретной живописи 15 – 19 веков. Декорации и костюмы в кадре выдержаны и соответствуют предлагаемой эпохе, однако модели, которые изображают известных деятелей прошлого, изображены в гротескном стиле. Гротеск усиливается нарочитым использованием протезов.
Синди Шерман (Cindy Sherman) — Clowns
К началу 2000-х Шерман переходит к использованию цифровой фотографии. Это позволяет создавать хроматически резкие фоны, увеличивает возможности монтажа ряда снимков. В 2003 – 2004 годах появляется цикл «Clowns» , как раз яркий пример цифровой фотографии Шерман.
Начиная с 2008 года, Шерман продолжает отвечать на свой женский вопрос. Теперь это вопрос женской красоты и стремления женщины соответствовать установленным канонам. В кадре не определенная женщина, но собирательный образ. При помощи цифровой обработки Шерман специально карикатурирует женщин, эти изображения схожи с циклом «History Portraits», и отличаются тем, что в первом использовались накладные протезы, а в работе над женскими портретами Шерман пользуется цифровой обработкой. Она умышленно делает изображения гротескными, увеличивая различные части лица.
В начале 80-х, для решения своего женского вопроса, Шерман начала использовать в кадре протез и манекена, спустя 20 лет, разрабатывая свой женский вопрос, Шерман пришла к тому, что ее модели в кадре теперь похожи на искусственных манекенов.