Композиция в портретной фотографии

5318

О композиции в фотографии слышал каждый, даже начинающий фотограф. И если о том, как применить правило третей, или правило золотого сечения в пейзажной или репортажной съемке, имеет представление большинство мастеров, то о том, как использовать законы композиции в портретной съемке знает не каждый. Композиция в портретной фотографии является основной темой сегодняшней статьи, тут говорится о правилах и приемах, использование которых поможет в создании красивых фотографий.

jessica_drossin_photography_29
Автор фото: Jessica Drossin

Композиция в портретной фотографии. Как и где разместить объект съемки?

Традиционно, портретные фотографии принято фотографировать в вертикальном положении фотоаппарата. Вертикальный формат кадрирования позволяет правильно передать пропорции человека и сконцентрировать внимание зрителей на личности фотографируемого, без лишних отвлечений на фон и задний план. Кроме того, такое размещение позволяет сохранить место в кадре для шеи и волос модели.

jessica_drossin_photography_01
Автор фото: Jessica Drossin

Тем ни менее, эксперименты с ракурсом и положением фотоаппарата не запрещены. Придерживаясь собственного стиля или снимая необычные снимки, фотограф может попробовать поснимать в горизонтальном положении фотоаппарата. Главное, что бы это было внутренне оправдано самим мастером. Снимая таким образом, важно не обрезать голову модели и сделать красивое кадрирование. Если разрешение фотокамеры позволяет, ту лучше снимать с запасом пространства, что бы выполнить кадрирование во время пост обработки кадра.

Используйте домашнюю фотостудию

Создать собственную небольшую фотостудию не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого важно заранее определится с фоном и предусмотреть освещение. Простым решением для фона могут быть обычные шторы, в небольшой рисунок или однотонные. В качестве источника света лучше всего выступает вольфрамовая лампа или мощная дополнительная внешняя вспышка. Лучший вариант – это использование сразу двух ламп, которые освещали бы лицо модели равномерно с обеих сторон. Не лишним оказался бы и отражатель, который компенсирует тени на лице.

Композиция в портретной фотографии

В таких, контролируемых условиях, фотограф может полностью управлять композиционными механизмами, рекомендуя модели разные позы, наклоны головы и положение рук.

Композиционные линии в портретной фотографии

Направление линий в портретной фотографии помогает точно сконцентрировать внимание человека на нужном объекте и выделить важные аспекты кадра. Игра линий в портерной фотографии также важна, как и в пейзажной съемке. Поворот головы, положение рук и направление взгляда, эти и другие моменты позволяют точно расставить акценты и сделать интересный портретный кадр. Важен также и зрительный контакт между участниками съемки. То есть, если вы фотографируете несколько человек, желательно, что бы во время съемки участники смотрели не только в кадр, но и на друг друга. Линии, образуемые взглядами в кадре, создают точку интереса фотографии, делая её осмысленной и сильной.

Автор фото: Елена Шумилова
Автор фото: Елена Шумилова

Можете изучить несколько понравившихся фотографий, своих, или других мастеров, что бы понять приемы, используемые при фотографировании. Взгляните на работы фотожурналиста Картье-Брессона, и обратите внимание на то, как тонко он использует композиционные линии в своих фотографиях. Он умело превращает повседневные сцены в сюрреалистичные и совершенно поглощающие изображения.

Хорошие фотографии, и портреты в том числе, должны обладать гипнотизирующей силой, а для этого важно создать мощную композицию в кадре. Учитесь, экспериментируйте и меняйте виденье людей на самые обычные вещи, окружающие всех нас.

Композиция в портретной фотографии. Люди и предметы

Простая ситуация, когда перед фотографом стоит задача сфотографировать человека с каким-то предметом в руках, может стать настоящей проблемой, так как не каждый фотограф может придумать интересную композицию, которая сделала бы такой кадр запоминающимся и броским.

Композиция в портретной фотографии

На примере выше изображена девочка с печеньем. Автор снимка предпочел сфотографировать её немного сверху вниз, выдвигая на передний план тарелку с печеньями, тем самым обращая внимание именно на объект в руках. Таким образом, то что она держит становится смысловым центром кадра.

Внимание зрителя обращают на то, что у девочки получилось сделать красивые печенья. Нам не показывают то, что её окружает, не отягощая и забивая кадр лишней информацией. Как признается автор, изначально было сложно правильно выставить девочку и верно поместить тарелку с вкусностями, но при изучении готовых снимков, с разными композиционными вариантами, решение стало очевидным.

Композиция в портретной фотографии. Верные решения для фона

В случае когда фон, все-таки, важен, необходимо найти правильное размещение для объекта съемки и выбрать самый не отвлекающий, но сильный фон. Для этого важно не торопиться и внимательно осмотреться вокруг себя.

Часто бывает, что заметив интересный сюжет, фотограф на автомате снимает его,  не замечая, что в целом, происходит вокруг. Задача хорошего фотографа видеть не только буквальные очевидные вещи, а смотреть за пределы обыденности.

Мастер цвета Стюарт Д. Гальперин (Stewart D. Halperin) 30
Автор фото: Стюарт Д. Гальперин

Сначала нужно посмотреть на сам объект или сюжет, а потом на фон. Возможно, у вас будут какие-то предпочтения относительно угла съемки, освещения и прочего, но если фон не подходящий, то съемка станет пустой тратой времени. В зависимости от мастерства фотографа, его опыта и сообразительности может понадобиться больше или меньше времени, что бы найти верную позицию для съемки.

Хорошо было бы, если бы при съемке портрета, фон сзади был чуть-чуть размыт. Степень размытия фона можно контролировать несколькими способами, о которых можно прочитать тут. Если фон слишком не привлекательный, то установите параметры, которые помогут его максимально размыть.

Композиция в портретной фотографии. Небо в качестве фона

Если окружающее пространство вокруг выглядит не очень привлекательным, а съемка происходит на улице, то используйте в качестве фона небо. Для этого фотографировать необходимо снизу вверх. Важно помнить, что этот ракурс будет удачен не для всех моделей, и если человек, которого вы фотографируете, полный, то не используйте этот прием.

Композиция в портретной фотографии 3

Небо на фоне портретной фотографии делает снимок более внушительным. Если снимаете в яркий солнечный день, то следите за тем, что бы небо не было засвеченным, или наоборот, что бы человек не выходил слишком темным. Для создания сбалансированного кадра можно использовать режим HDR. В пасмурную погоду это проблема может не возникнуть, но все равно, важно следить за сбалансированностью освещения переднего и заднего плана.

При такой съемке, желательно, что бы человек смотрел не на фотографа, а куда-то вдаль, иначе возникнет ощущение, что он интересуется, почему мастер лежит на полу. Кроме того, у фотографируемого таким образом может получиться двойной подбородок.

Композиция в портретной фотографии. Контраст

Порой, черно-белые портреты выглядят боле выразительно и сильно, чем цветные. Такие кадры, будто обесцвечивают все лишнее, оставляя во внимании зрителя только контрастные акценты. Это значит, что перед фотографом постает задача, обнаружить и запечатлеть эти контрасты. Искать такие моменты можно в разности форм и цветовых решений. Портреты удачно смотрятся, если съемка проходила в более темном помещении, а на лицо направлен источник света.

Автор фото: Юсуф Карш
Автор фото: Юсуф Карш

Само слово фотография, означает рисовать светом, а значит, в распоряжении фотографа, есть свет, которым он должен пользоваться как живописец красками. Мастер должен искать не только лучший ракурс, но и привлекательное освещение, регулируя с помощью настроек фотоаппарата его интенсивность. Следите, что бы на снимке не было слишком темных, или светлых областей. Это важно как в цветной, так и в черно-белой фотографии. Если такие области есть, то на снимке образуются мертвые зоны, не имеющие цвета и текстуры.

Классические черно-белые портреты делал знаменитый Юсуф Карш, который, кстати говоря, использовал прием с темным фоном и ярким светом на лице модели. Его фотографии контрастны, а люди на снимках выразительные.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here