Ляля Кузнецова – советская и Российская женщина фотограф. Не получив профессионального образования, как фотограф, вместе с тем, она была уже почти принята в фотографическое сообщество Magnum, для членства ей не хватило всего одного голоса. Ляля считается классическим фотографом и ее часто сравнивают с классикой Анри Картье-Брессона, чьи работы были и есть образцом классически выдержанного жанра.
В чем же секрет этой женщины, которая очень похожа на цыганку и чей самый известный цикл фотографий так и называется? Может это магия кочевников? Ляля Кузнецова всегда была очарована цыганами, поскольку, являясь болгаркой по рождению, она родилась на просторах Казахских степей, среди татар, казаков, украинцев и русских, ей с детства не разрешалась дружить с цыганскими детьми, и она наблюдала эту вольную загадочную жизнь из окна. Только спустя годы она смогла почувствовать себя достаточной свободной и независимой, что бы следовать к своей мечте. Она отправляется в цыганское поселение, живет и фотографирует быт, обычаи и культуру этого народа. Она пересекла со своим фотоаппаратом степи Центральной Азии, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Украину, фотографируя цыганские поселения, чьи таинственные приезды и отъезды завораживали ее еще с детства. Люди верят и доверяют ей, забываясь о том, что она фотографирует их. Это делает фотографии Кузнецовой максимально открытыми, понятными и жизненными, они лирически, по сути, и кинематографические по воспроизведению. Тряска, пыль веков, цыгане и странники Центральной Азии – все это стало материалом для первой книги Кузнецовой, признание которой она получила в Париже.
Работы Кузнецовой – это редкое сочетание визуальной и эмоциональной восприимчивости, необычной степени мудрости при отсутствии сентиментальности. Ее снимки настолько легки, что зритель забывает о той решимости и даже жесткости, которая требуется для получения каждого отдельного снимка. Фотографии Кузнецовой – это редкие, интимные портеры цыган, чья свобода от уз цивилизации отражается в диких ветрах и неограниченных просторах степных ландшафтах. Ее фотографии – это поэзия свободы, страдания и гордости, они задерживаются в уме, как личные воспоминания.
Ляля Кузнецова и ей проект Цыгане