Николай Бахарев – советский, российский фотограф. Воспитанник детского дома, ему с детства знакомы люди, что называется «без души». Эта, свойственная только ему манера, показывать людей, в которых отсутствует душа, делает Бахарева настоящим мистификатором в фотографии. Его творчество, как и творчество каждого фотохудожника, причисляют к определенному стилю в фотографии. Бахарева зачастую сравнивают с Хельмутом Ньютоном, который использовал похожие приемы для достижения художественного фото воплощения. Но, если в случае с Ньютоном, главной была близость, которая продается, Николай Бахарев, использовал женщину, как некий социальный документ, смотря на который у зрителя нет сомнений в том, что это советская женщина и выглядит она именно так. Бахарев, по сути, выступает социальным документалистом. Он не рассматривает тело, как объект вожделения или похоти, как символ красоты или, какого-то божественного начала. Женское тело, на фотографиях художника – это документальное воспроизведение женщины, как таковой. Она не выхвачена из контекста времени и пространства. Женщина Бахарева становиться историческим фактом. Как сам для себя определил художник, в женской натуре, он пытается найти сложную русскую душу. И его женские образы у зрителя вызывают, зачастую, только сострадание своею внутренней пустотой и ухмылку своим глупым наивным кокетством.
Особенно провокационно выглядят проекты художника «Вместе», «Диванчик», «Развлечение» и «В интерьере». Это несуразные, ломанные, деланные, можно сказать показушные позы моделей, на фоне убого социалистического, знакомого всем, интерьера, с одинаковыми коврами на стенах и белыми мятыми простынями. Все выглядит примитивно и печально. Тем более, когда ты думаешь о том, что так же жили и твои собственные родители.
Проект «Отношение» — это фотопроект, к которому Бахарев, периодически, возвращался, начиная с 1978 года по 1993 год. Для страны, чьими жителями являются модели всех фотографий проекта – это период перестройки, как внешней, так и внутренней. Перестройка уклада жизни вела к перестройке людей, которым надо было вписаться в эту новую жизнь. В проекте представлены работы разных лет. Казалось бы, фотопроектом охватывается почти двадцать лет, но люди на фотографиях не меняются. Складывается впечатление, что все фотографии сделаны в течение одной общей вылазки на природу.
Люди изображенные на фото одинаково улыбаются, смотрят в объектив, обнимают детей и одинаково проявляют нежность. Бахарев не случайно снимает людей в пляжных костюмах, он бы хотел даже это снять, но в данном случае – это было бы слишком провокационно. И все же, такой вариант одежды для художника становиться отправной точкой в том, чтобы показать их такими, какие они есть, без лишних условностей и отвлекающих деталей.
Николай Бахарев и фотопроект «Отношение»