Мы продолжаем рассматривать и анализировать иллюстрации к самым популярным и известным детским сказкам. По развитию иллюстрации очень хорошо просматривается развитие изобразительного искусства в целом, и развитие сказочных образов, в частности. Мы уже говорили о таких, всем известных сказках, как «Алиса в стране чудес», «Золушка», «Русалочка», сегодня мы поговорим о знаменитой европейской сказке «Красная шапочка».
Красная Шапочка — это всем известная с детства сказка о девочке и большом плохом волке. Первоначальная версия сказки о девочке, обманутой волком, является сказкой, относящейся к Французскому и Итальянскому фольклору. Мы знаем сказку о Красной шапочке в редакции Шарля Перо и, более поздней редакции, братьев Гримм. Как и все фольклорные сказки, сказка о Красной шапочке имеет глубокий символический, психологический смысл.
Треугольник: красная шапочка (жертва), волк (насильник) и охотники (спаситель) — рассматривается многими психологическими практиками, как жизненные ситуации. Но мы сегодня не об этом. Нам интересна иллюстрация и ее развитие. Ниже мы сделали подборку из, пожалуй, самых интересных и знаковых иллюстраций это сказки.
Красная шапочка Джона Томаса Пила, (John Thomas Peele), 1851 год
Предполагалось, что иллюстрированная история Красной шапочки начнется, как и в большинстве случаев с, уже известного нам, Гюстава Доре, но нам удалось найти, пусть и не иллюстрацию, как таковую, но картину, выполненную британским художником Джоном Томасом Пилем. Работа так и называется «Красная шапочка», она была выполнена в 1851 году, за 16 лет до первой, известной нам иллюстрации, все того же, Гюстава Доре.
«Красная шапочка» Пила, выполнена в традиционной реалистической технике. Сам художник специализировался на портретах и жанровых сценах, и Красная шапочка получилась ярчайшим образцом творения художника.
Красная шапочка 1857 год
Иллюстрация Красной шапочки 1857 года взята не из иллюстрации самой сказки, а из «Энциклопедии остроумия и юмора», редактором которой выступил английский драматург и издатель Уильям Эванс Бертон (William Evans Burton). Учитывая журнальное и издательское прошлое Бертона можно сделать предположение, что этот незамысловатый, юмористический рисунок, выполненный достаточно простой графической техникой, Бертон сделал сам.
Красная шапочка Гюстава Доре (Gustave Doré), 1867 год
Мы уже обращались к иллюстрациям выдающегося французского гравера Гюстава Доре. В 1867 году Доре иллюстрировал сборник сказок Шарля Перо, среди которых была и Красная шапочка. Иллюстрации выполнены в стилистике традиционной гравюры, с детальнейшей проработкой элементов и фонов.
Красная шапочка Уолтер Крейн (Walter Crane ), 1870-е годы
Уолтер Крейн — английский художник и книжный иллюстратор. В конце 70-х годов 19 века считался самым влиятельным и одним из самых плодовитых детских книжных иллюстраторов. Своими работами заложил основные принципы детской иллюстрации, которой иллюстраторы Англии пользовалась до конца 19 века, развивая и совершенствуя их.
Красная шапочка Томлинсона (Tomlinson), 1880 год
К сожалению, ничего о загадочном иллюстраторе Томлинсоне нам найти не удалось, даже точного имени, но не показать иллюстрацию мы не могли. По рисунку видно, что выполнен он в достаточно агрессивной, резкой манере. Имеется только иллюстрация момента, когда охотники приходят к волку и быть может за счет агрессивности самой сцены – иллюстрация выглядит устрашающе. Художником используются теплые коричнево-красные тона, детально проработано движение и напор.
Красная шапочка Карла Ларссона (Carl Larsson ), 1881 год
Карл Ларссон – был шведским художником, и заслужено считается самым выдающимся живописцем Швеции. Ларссон мастерски владел маслом, акварелью. Он автор потрясающих идиллических работа. Это и сцены из семейной жизни, и интерьерные работы. Все они пропитаны спокойствием и умиротворенностью. Красная шапочка Ларссона – это тоже отдельная живописная работа, которая не может считаться просто иллюстрацией. Даже учитывая всю драматичность и психологизм самого произведения, Красная шапочка Ларссона – это абсолютно спокойная, невероятно живописная работа, без тени внутренней трагедии.
Красная шапочка Альберта Анкера (Albert Samuel Anker), 1883 год
Альберт Анкер – швейцарский художник и график, был назван «Народным художником Швейцарии», за его невероятную популярность в 19-м веке и преданность изображениям швейцарской деревенской жизни. Красная шапочка Анкера – это тоже не специальная иллюстрация к книге, а живописное полотно. Полотно выполнено в традиционном, для 19-го века, стиле романтического реализма.
Красная шапочка Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts), 1880-е годы
Джордж Фредерик Уоттс — популярный английский викторианский художник и скульптор, его творчество тесно связано с движением символистов. Красная шапочка Уоттса – является ярчайшим примером живописных работ художника, и тоже не является непосредственно иллюстрацией. Сам художник всегда акцентировал внимание на том, что он не пишет вещи, он живописно создает идеи. Наиболее популярная работа художника называется «Надежда». Очень символическая и аллегорическая работа. Красная шапочка Уоттса получилась совсем маленькой девочкой, на лице которой застыл испуг.
Красная шапочка Карла Оффтендингера (Carl Offterdinger), 1890-е годы
Карл Оффтендингер – немецкий художник-иллюстратор. Основная деятельность художника приходится на вторую половину 19-го века. Карл был иллюстратором большого количества детских книг, отдельных сказок, рассказов и плакатов. Особо известны иллюстрации художника выполненные по произведениям Гофмана, братьев Гримм, Даниэля Дефо, Джонатана Свифта.
Красная шапочка Артур Рэкем (Arthur Rackham), 1909 год
Мы уже не раз обращались к творчеству английского иллюстратора Артура Рэкема, говоря о других сказках. Артур Рэкем является ведущим художником-иллюстратором «Золотого века» Британской книжной иллюстрации. Вплоть до начала Первой мировой войны в Британии появляется много высококачественных иллюстрированных книг, что стимулирует спрос на хороших профессиональных иллюстраторов. Это было связано с тем, что в Англии книга была лучшим подарком на все праздники и в частности на Рождество. Многие, иллюстрированные Рэкемом, книги выходили ограниченным тиражом, часто уже с авторским автографом, что увеличивало ценность и спрос на эти книги.
Красная шапочка Гари Кларка (Harry Clarke), 1923 года
Гари Кларк — ирландский витражный художник и книжный иллюстратор. Был ведущим ирландским художником и ремесленником своего времени. Изучал работу с витражами в Художественной школе Дублина.
Свою первую работу иллюстратор выполнил в 1916 году. Это была иллюстрация сборника сказок Г. Х. Андерсена. Это работа включала в себя 16 цветных и 24 полутоновых иллюстрации. В 1923 году художник иллюстрирует сборник сказок Шарля Перо. Это работа восемь цветных и 24 графические черно-белые иллюстрации.
Для иллюстраций Кларка характерно влияние, уже проходящего, модерна и, набирающего обороты, движения ар-деко.
Красная шапочка, 1929 год
К большому нашему сожалению, нам не удалось установить авторство этой замечательной иллюстрации 1927 года, выполненной в классической стилистике модерна. В иллюстрации используются классические природные линии модернизма. Идеально подобраны цвета.
Красная шапочка, 1939 год
Еще одна Красная шапочка, без автора. Работа была выполнена, приблизительно в 1937 году. По стилистике очень напоминает советский конструктивизм или очень мягкий дадаизм. Красная шапочка выполнена в плакатной стилистике, с использованием нескольких контрастных цветов.
Красная шапочка Густафа Тенгрена (Gustaf Tenggren), 1942 год
Об иллюстраторе Густафе Тенгрене мы уже упоминали, в контексте сказки о «Золушке». Сказка о «Красной шапочке» входит в тот же сборник сказок Шарля Перо, что и «Золушка».
Красная шапочка Андриенны Сегюр (Adrienne Segur), 1951 год
Работа французского иллюстратора, мастера французской иллюстрации — Андриенны Сегюр. Об этой красивой женщине иллюстраторе мы также писали, потому как сказки «Золушка» и «Красная шапочка» сказки одного сборника, издания 1951 года.
Это очень красивая работа, напоминающая гравюру в цвете. Проработаны детали одежды и фонов, в иллюстрации нет не важных или не нужных вещей и элементов. Иллюстратор одинаково ответственно и с душой относиться ко всем составляющим рисунка.
Красная шапочка Бориса Дехтерёва, 1977 год
Красная шапочка, знакомая нам с детства, была проиллюстрирована выдающимся советским художником, графиком и иллюстратором – Борисом Дехтерёвым. Борис Александрович тридцать лет своей жизни посвятил детской литературе, работая главным художником издательства «Детская литература».
Красная Шапочка Дехтерёва – это очень живописная, яркая и красивая работа, выполненная в романтическом стиле, акварельной технике. В сказке красивые люди, красивая природа. Сама Красная шапочка является олицетворением всего самого прекрасного и доброго.
Красная шапочка Эрика Булатова и Олега Васильева, 1980 года
Эрик Булатов и Олег Васильев – два советских, российских художника иллюстратора, работавших в паре. Мы упоминали о них в контексте иллюстраций к сказке «Золушка». Красная шапочка – выполнена мастерами советской иллюстрации в легкой, понятной манере. Милые добродушные образы, даже волк не так страшен, наполняют сказку непринужденностью и детскостью.
Красная шапочка Степана Ярового, 1981 года
Еще одна известная нам с детства иллюстрация к сказке Красная шапочка, выполненная советским художником-иллюстратором Степаном Яровым. Степан Яровой – крымский художник маринист, его живописные полотна являются украшением частных и музейных коллекций по всему миру. Вместе с тем, Яровой много времени и сил отдал детской литературе. Ему так же принадлежит всем известная иллюстрация 1987 года, басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Красная шапочка Ярового, выполнена в очень красивой, живописной акварельной технике.
Красная шапочка Трины Хайман (Trina Schart Hyman), 1983 год
Мы уже раз упоминали об иллюстрациях американской женщины иллюстратора — Трины Хайман, когда рассказывали о сказке «Белоснежка». Красная шапочка Трины выполненная цветными карандашами, получилась очень красивой, детализированной и проработанной. Ясные четкие образы, много дополняющих и украшающих иллюстрацию деталей делают сказку насыщенной, сочной.
Красная шапочка Элизабет Звергер (Lisbeth Zwerger), 1995 года
О творчестве современного австрийского иллюстратора Элизабет Звергер мы говорили в контексте сказки об «Алисе в стране чудес». Звергер, иллюстрируя книги, пользуется своим собственным необычным, акварельным стилем, который заслуживает внимания и уважения. Рисунок легок и воздушен, иллюстратор не перенасыщает его красками и деталями. Акценты расставлены только на самых необходимых и важных элементах.
Красная шапочка Николетты Чекколи (Nicoletta Ceccoli), 2004 год
Очень красивая, нежная и светлая получилась Красная шапочка у молодой итальянской художницы — Николетты Чекколи. Николетта отличается своим собственным художественным стилем, богатым детализации и сказочности. Получила профессиональное образование в Институте искусств Сан-Марино.
Красная шапочка Андарса Барануя (András Baranyai), 2006 год
Андарс Барануй – молодой венгерский иллюстратор. Предложил свое видение истории о Красной шапочке и проиллюстрировал сказку в стиле компьютерной игры. На каждой иллюстрации штриховкой указывается путь, по которому следует герой. Используется минимальное количество цветов, основные два цвета – это красный и черный. Красный цвет – Красной шапочки, черный – волка.
По образованию Андрас – графический дизайнер, получил образование в Будапеште. Он свободный художник, специализирующийся на графическом дизайне и иллюстрации детских книг.
Красная шапочка Алисы Гуичиарди (Alice Guicciardi), 2008 год
Алиса Гуичиарди – итальянский иллюстратор, специализирующаяся на детской иллюстрации. Увлекается путешествиями, интерьерным дизайном и, конечно же, иллюстрированием книг. Иллюстратор предпочитает пользоваться техникой коллажа при работе над детскими книгами. Ей нравиться конструировать и собирать каждую иллюстрацию. Алиса считает, что это очень романтично и эффектно. Красная шапочка Гуичиарди выполнена с использованием ограниченного количества контрастных цветов. Иллюстрации выглядят очень конструированными и в каждой из них проводятся вариации одних и тех же образов – Красной шапочки, волка и леса.
Красная шапочка Кори Годбей (Cory Godbey), 2009 года
Рассказывая об иллюстрациях к сказке «Алиса в стране чудес», мы уже упоминали о творчестве молодого американского иллюстратора — Кори Годбее. В данном случае, сказка о Красной шапочке – это одна из сказок сборника братьев Гримм, для нее выполнена одна иллюстрация. Однако, Кори остается верен своей мрачной стилистике. Если смотреть на все иллюстрации к сборнику, то и в данном случае, иллюстратор использует ограниченное количество цветов, определяя для каждой отдельной иллюстрации свой цветовой комплекс.
Красная шапочка Эдварда Горея (Edward Gorey), 2010 год
Красная шапочка американского художника-иллюстратора Эдварада Горея выполнена, как большинство его работа, в стиле макабр. Для стиля макабр характерна аллегорическая иллюстрация. Стиль появился во времена позднего средневековья, как основное средство иллюстрации истории о Смерти.
Иллюстрации к Красной шапочке отталкиваются от традиционной гравюры. С использованием нескольких основных цветов на протяжении всей истории. Определяющий цвет в этой сказке, естественно – красный. Это и символ самой Красной шапочки, и символ семьи, и символ любви.