Мы уже не раз говорили о том, как стоит работать, что бы добиться результатов в уличной фотографии. Мы в своих статьях неоднократно ссылались на то, что, пожалуй, все фотографы, отмечают необходимость действовать и работать каждый день. Учитывая быстротечность и непредсказуемость нашей жизни, необходимо действовать уже сегодня.
Читайте также: 12 уроков Уличной фотографии. Трент Парк (Trent Parke)
Необходимо определиться, что является для вас первостепенным? Чего вы хотите добиться в уличной фотографии? Ответьте себе на вопрос – почему вы вообще берете в руки фотоаппарат и идете фотографировать? Что является целью? Мы считаем, что любой, при большом желании и стремлении, может добиться больших высот в уличной фотографии.
Для того, что бы добиться серьезных результатов в уличной фотографии, нам необходимо много работать и избавиться от посредственности. Интересно то, что в буквальном переводе слово «посредственность» означает – «поселиться на полпути к вершине сложной горы». Можно согласиться с тем, что уличная фотография – самый трудный жанр фотографии. Есть целый ряд факторов, на которые фотограф не в силах повлиять. Мы не можем управлять светом, внешним видом людей, фонами, состояниями и настроениями. уличная фотография – это дело случая, как мы уже писали «обладания навыками и везение».
Можно, конечно, обосноваться в укромном местечке, с более или менее, удачным фоном и ждать пока мимо вас пройдет подходящий человек. Но, как много фотографий вам удастся сделать таким образом. Пробуя разные методы и стили, опираясь на опыт ведущих уличных фотографов, можно экспериментировать – пробовать вспышку, делать снимки, на которых не будет людей, делать акцент на нюансах. В любом случае есть несколько ошибок, которые лучше сразу определить для себя, что бы ни совершать в последствие. Мы определили эти ошибки, как 7 смертных грехов «посредственности» в уличной фотографии.
Бесцельность
Читайте также: 13 уроков Уличной фотографии от Эллиотта Эрвитта (Elliott Erwitt)
Как и в любом другом деле, определение цели является первостепенной задачей. Чем четче вы определяете для себя цель – тем яснее становятся пути ее достижения.
Конечно, в уличной фотографии здорово просто бродить по улицам, отдыхать, и фотографировать просто в свое удовольствие. Однако, если вы ставите перед собой цель стать великим уличным фотографом, то, думаю, этого будет мало. Известно, что музыканту, для того, что бы стать хорошим, не говоря о «величие», необходимо занятие на инструменте, не менее трех часов в день. Фотоаппарат – это инструмент фотографа. И в идеале, занятию фотографией, практике фотографирования необходимо уделять максимально много времени.
Для начала, вы можете придумать себе абстрактный проект, с четко поставленной перед вами задачей и целью. Вы определяете для себя, чему посвящается этот фотопроект, сколько приблизительно должно быть в нем фотографий, какими основными изобразительными средствами вы пользуетесь. Вы сами определяете себе уровень сложности и охват проекта. Такие проекты могут стать очень хорошим практическим материалом, идеальной наработкой навыков, как при обучении в специализированных учебных заведениях.
Сегодня в условиях развития Интернета у вас есть возможность создания своего собственного сайта или блога, в котором вы могли бы выкладывать свои работы, мотивируя пользователей к их обсуждению. Возьмите для начала небольшой проект в 10 – 15 снимков, определите для себя граничные сроки исполнения проекта, отработайте его, и выложите свой фотопроект с небольшим описанием названия и идеи.
Вопросы самому себе:
Если вы чувствуете, что ваше личное занятие фотографией превращается в бесцельное времяпрепровождение, задайте себе эти вопросы и попытайтесь четко и ясно на них ответить:
- Почему я фотографирую?
- Что толкает меня из дома с фотоаппаратом в руках на улицу?
- Что я пытаюсь сказать своими работами?
Скука
Психологи говорят, что лучший способ жить своей собственной жизнью – это следовать своему внутреннему любопытству и избегать скуки. уличная фотография – это любопытство по отношению к улице и жизни на улице. И, как правило, уличные фотографы – гуманисты. Им интересны люди и забота о людях.
Однако, и это любопытство и вдохновение, все-таки, достаточно легко утерять. Любой фотограф может в один момент начать скучать на улице. Сама улица может потерять свою привлекательность для фотографа.
Есть несколько несложных способов «лечения» от скуки, когда дело касается уличной фотографии:
Прежде всего можно изменить привычный маршрут следования. Пройтись новыми районами и кварталами. Можно устроить поездку в другой город, или даже в другую страну.
Можно попытаться изменить принцип фотографирования. Находясь в том же привычном районе, посмотрите на него под другим углом зрения. Фотографирование в черно-белом исполнении можно изменить на цветное.
Можно на время отложить уличную фотографию и попробовать свои силы в других жанрах, например, в портрете или пейзаже. Можете спланировать и реализовать цветочный фотопроект. В любом случае – это будет действенная смена интересов, которая благоприятно скажется и на вашем опыте в целом и на возможности вдохнуть новую жизнь в уличную фотографию.
В любом случае – уличная фотография, это то, что вы сами выбрали для себя. Ведь ни кто не принуждает вас заниматься уличной фотографией, в частности, и фотографией, в целом. Это то, что вы всегда должны делать с удовольствием. Постарайтесь относиться к уличной фотографии, как ребенок. Дети всегда смотрят на мир удивленными глазами. Они готовы удивляться. Позвольте себе удивляться. Отмечайте своё удивление каждый раз, когда встречаете что-то необычное. Возможность удивляться никогда не даст вам шанса на скуку.
Вопросы самому себе:
Вот некоторые мотивирующие вопросы, которые вы можете задавать себе, если вдруг скука овладеет вами:
- Что удивляет меня в уличной фотографии?
- Какие аспекты уличной фотографии вызывают у меня больший интерес?
- Могу ли продолжать работать над проектом, если он мне скучен?
- Возможно, ли пересмотреть наскучивший проект, с другой точки зрения?
Комфорт
Один из самых больших признаков «посредственности» — комфорт. Одна из проблем современного мира – это погоня за комфортом. Комфорт делает из нас людей, довольствующихся своими удобствами и не стремящимися к чему-то большему. У нас есть все, что нам необходимо и это состояние комфорта превращает жизнь во «фруктовый кефир». У людей, занимающихся спортом, есть выражение о том, что если нет боли – то нет и выигрыша. Если мы идем в спортзал, что бы просто поднять полу килограммовые гантели десять раз, мы никогда не станем сильнее. Мы каждый раз должны увеличивать нагрузку для того, что получить желаемый результат. Мы должны постоянно стремиться выйти за пределы своих возможностей, что бы в один прекрасный момент все-таки это сделать.
Так и в фотографии. Что бы добиться успеха в уличной фотографии, мы должны избегать комфортных условий работы, мы должны увеличивать нагрузки и постоянно стремится к росту. В уличной фотографии очень легко впасть в комфортность и удобство. Все время фотографировать один и те же места, одни и те же предметы, одних и тех же людей. Комфорт граничит с самодовольством. А это первый признак того, что вы прекратили свой внутренний профессиональный рост.
Вопросы самому себе:
Вот некоторые вопросы, ответы на которые подскажут вам, попали ли вы уже в зону своего комфорта:
- Фотографировать на улице стало слишком легко?
- Выбираю ли я новые, быть может, более сложные места для фотографирования или хожу по кругу?
- Что я делаю, что бы добиться более сложных и многослойных кадров?
- Получаются ли у меня разнохарактерные фотографии, или все они похожи одна на одну?
Самолюбование
Один из способов стать лучшим – это получать честную и жесткую критику. И воспринимать ее правильно. Многим из нас свойственно чувство самовосхищения и самолюбования. Нам кажется, что наши снимки просто неотразимы. Это чувство может еще подкрепляться и постоянной похвалой наших друзей, родных и близких, которым работы могут нравиться только потому, что она «наши». Однако, как только мы предложим наши работы более широкой публике, например в Интернете, может получиться так, что вообще никто не скажет, что они действительно хороши. Критика, вообще, и профессиональная критика, в частности, помогает нам вернуться на землю и самим уже более критично оценивать свои работы. И этот самый момент, когда мы понимаем, что работы наши не так велики, как нам все время казалось и есть тот самый момент, когда мы начнем по-настоящему учиться и расти.
Важным моментом в занятии уличной фотографии есть самоанализ и осознание реальности своей работы. Это трудно, потому как, вкладывая в работу свои эмоции и чувства, нам сложно честно и непредвзято походить к ее анализу и критике.
Следовательно, объединение фотографов – это лучший способ постоянно находиться в творческом тонусе. Общаясь с людьми, которые тоже увлекаются и занимаются уличной фотографией, у вас всегда будет возможность найти знающего и понимающего человека, способного критически посмотреть на ваши личные работы.
Вопросы самим себе:
Вот некоторые вопросы, которые помогут реально оценить степень вашего личного самолюбования:
- Предлагая свои работы людям, которые со мной незнакомы, будут ли они заинтересованы моими изображениями, так же как я?
- Через двадцать лет после создания этого кадра, будет ли он интересен зрителям? будет ли он интересен мне?
- Готов ли я потратить много денег на качественную распечатку этого кадра, с тем, что бы представить его в галерее, или даже просто повесить в своем офисе?
- Если бы я показал свои фотографии фотографам, которых очень уважаю, и чье творчество является для меня показательным, что бы он сказал о моих снимках?
Эгоизм
Занимаясь фотографией, и вообще творчеством, нам очень хочется быть признанным. Очень приятно, когда твои фотографии просматривают большое количество людей и оставляют одобрительные отзывы. Большая популярность влечет к эгоизму. Нам хочется все большего и большего количества просмотров и похвальных оценок. Мы начинаем заботиться о том, сколько людей просмотрели наши фотографии. Сколько и почему оценили? И если, вдруг, количество положительных отзывов уменьшается – мы впадаем в уныние и депрессию, и уже перестаем думать о самом процессе творчества. Мы пытаемся удовлетворить потребителя и стараемся создавать понятные и удобоваримые работы широкому зрителю. Тем самым теряя в этих работах самих себя. Эта гонка за сиюминутной славой может обернуться тем, что вы все чаще будете следовать мнению толпы и отказываться от тех задач и целей, которые вы ставили перед самими собой.
Многих великих фотографов, таких как, например, Уильям Эглстон (William Eggleston), Роберт Франк (Robert Frank), Мартин Парр (Martin Parr), Уильям Клнейн (William Klein), Стефан Шор (Stephen Shore), подвергались яростной критике за фотографический стиль, не обычный для своего времени. Но фотографы продолжали работать так, как им велело сердце и разум и тем самым они достигли величайших успехов. Именно собственный, пусть даже сразу не понятый и не признанный, стиль, отличает настоящего художника от ремесленника, который только следует моде и занимается копированием чужих работ. И быть непохожим на других – это скорее плюс, чем минус.
Демонстрация своих работ – это палка о двух концах. С одной стороны, это реальный способ получить объективную и честную оценку, а с другой стороны, пытаясь, все время ублажить своего зрителя, фотограф теряет своё собственное творческое лицо. Ваш эгоизм, постоянно требующий все новых и новых последователей и восторженных зрителей, погубит в вас личность и фотографа, как такового.
Вопросы самому себе:
Вот несколько вопросов, ответив на которые вы поймете, как сильно вы зависите от мнения окружающих:
- Кому я хочу угодить, создавая фотографии? Себе или другим?
- Если бы я больше никогда не смог продемонстрировать свои работы – продолжил бы я занятие фотографией?
- Почему мне хочется показывать свои работы – просто, что бы поделиться своим творчеством или для того, что бы меня хвалили?
Страх
Занимаясь уличной фотографией, мы постоянно сталкиваемся с внутренним страхом. Мы мучаемся вопросами: что скажут люди, когда увидят, что вы их фотографируете? Что скажут зрители, увидев мои фотографии?
Одним из способов преодолеть свой страх психологи называют «целенаправленный риск». Что это? Это не значит, что мы должны глупо, необдуманно рисковать. Это внутренний допустимый риск. Естественно, если вы очень хотите сфотографировать человека с пистолетом в руке, а он этого не желает, то вряд ли стоит идти на риск в таком случае. В случае, если кто-то, пусть даже кричит, что его не надо фотографировать, но вы видите, что это будет яркий, драматический социальный кадр – то лучше пойти на риск и сделать это фото. Быть может – это будет то самое фото, которое выиграет на множестве конкурсов и будет демонстрироваться по всему миру.
Обдуманный риск полезен. Тем более, что уличная фотография – это фотография, пожалуй, самая жизненная и правдивая фотография. А жизнь всегда сопряжена с риском. В этом есть даже некий шарм. Нам просто необходимо рисковать, что бы выйти из зоны своего комфорта и начать свой личностный рост.
Вопросы самому себе:
Для преодоления внутреннего страха постарайтесь ответить на некоторые, приведенные ниже вопросы:
- Что самое страшное может произойти, если я сфотографирую на улице незнакомого человека?
- Готов ли я идти на этот риск для того, что бы получить хорошую фотографию?
- Когда я выставляю свои снимки для широкого зрителя, насколько сильно я боюсь критики со стороны зрителей?Почему?
- Как сильно меня беспокоит тот факт, что люди оценивающе смотрят на меня во время того, как я фотографирую на улице?
- Почему меня заботит то, что незнакомые люди думают обо мне?
Изолированность
В современном мире очень легко оказаться изолированным. Люди закрываются в своих квартирах, около своих компьютеров, они сидят перед экранами и пьют кофе. Даже фотографы. Казалось бы, фотография – это открытый вид искусства, тем более уличная фотография, при которой фотограф всегда находиться среди людей. Суть этой внутренней изолированности в том, что каждый фотограф, как бы сам по себе. Они просто занимаются любимым делом и самоизолируют себя от окружающих.
Но, как мы уже отмечали, такой изолированный подход к делу, не самый верный. Людям просто необходимо общение. Людям необходима общность, чтобы поддерживать друг друга, иногда критиковать, иногда хвалить. Как вы сами будете знать о том, хороши ли ваши работы или нет, если ни кто вам об этом не скажет.
Можно познакомиться, через Интернет, с другими уличными фотографами, или создать свое собственное объединение. Вместе фотографировать, вместе обсуждать работы, готовить совместные проекты и выставки. Одному всегда сложнее справиться с большим количеством задач. Вы можете найти своих единомышленников, например, на сайте Meetup.com, и общаться с ними через электронную почту.
Общность стимулирует наш внутренний творческий потенциал, мы обмениваемся идеями, у нас рождаются общие мысли. Это такой постоянный импульс в работе.
Вопросы самому себе:
- Когда я последний раз общался с уличным фотографом?
- Что полезного для меня может быть в общении с другими уличными фотографами?
- В чем преимущества съемки с другими уличными фотографами перед самостоятельной съемкой?
В качестве итогов
Нам кажется, что когда дело доходить до занятия уличной фотографией, нам необходимо в первую очередь задать себе вопрос: Почему я занимаюсь уличной фотографией? уличная фотография – это мое хобби, или я пытаюсь стать великим фотографом?
Возможно «посредственность» сама по себе не так плоха. Мы можем быть «посредственными» во многих вещах и жизненных вопросах. Но если мы хотим делать запоминающиеся яркие фотографии, то необходимо все время совершенствовать свой профессиональный уровень. Необходимо интересоваться творчеством других уличных фотографов, читать книги и специализированные журналы, мы будем постоянно практиковаться. Но в, тоже время, можно выбрать уличную фотографию, как хобби. И тогда «посредственность» будет не важна. Можно быть «посредственным» фотографом, если мы фотографируем просто для себя, или для того, что бы снять стресс. Это совершенно нормально. Единственное, надо сразу расставить приоритеты.
Если же фотография для вас, не просто времяпрепровождение, и вы стремитесь в этом творчестве добиться серьезных результатов вам просто необходимо избегать «посредственности» в работе и в отношении к ней.
В статье использованы фотографии Эрика Кима (Eric Kim), проект «Цвет».